Зачем нужен масштабный национальный проект в образовании?
Сегодня связь между современным, качественным
образованием и перспективой построения гражданского общества,
эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны,
которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно
дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть
первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено
несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка
«точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы,
внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей,
выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на
лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет
тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и
студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее
эффективные и востребованные образовательные практики – образцы
качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный
успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на
обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования:
обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным
информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного
оборудования и школьных автобусов, организация образования для
военнослужащих.
При этом проект предполагает внедрение новых
управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и
управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы
ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы
сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к
запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные
процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привносит значительные изменения
в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные
средства на реализацию программ развития, как правило, направляются
непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию
их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем
образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования
с учетом объективных особенностей организации образования для городских
и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и
доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы
оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и
результативности педагогической работы. |